У нервной большой синицы меньше птенцов

Опубликовано Looduskalender RU - ср, 11/27/2019 - 23:58

Научные новости портала Linnuvaatleja (Наблюдатель за птицами)www.linnuvaatleja.ee

Нам понятны различия в характерах людей – мы каждый день общаемся с разными людьми. Зная характер, мы можем предсказать, как он себя поведёт в разных ситуациях. В последние десятилетия ученые  все больше внимания уделяют характерам животных.
Вы наверняка замечали, что у каждой собаки, кошки или любого домашнего животного свой характер. Из исследований диких животных также известно, что личность напрямую связана с поведением особи и его приспосабливаемостью. Эти черты могут помочь вам понять, почему некоторые в определенных условиях преуспевают лучше.

Вероятно, из птиц наиболее тщательно изучены личностные особенности большой синицы (Parus major). В эти исследования свой вклад внесли орнитологи из Института экологии и географии Тартуского университета, например, был изучен генетический фон личности (читайте здесь). Теперь же при изучении больших синиц в лесах Килинги-Нымме выяснилось, что поведение самки в момент высиживания яиц – щебетание, которое также можно назвать нервозностью – напрямую связано с ее репродуктивным успехом. Точная причина этого щебетания и  нервного помахивания крыльями не известна, но можно предположить, что это происходит с целью запугивания хищника, который появился в отверстии скворечника. Такое поведение может позволить птице сбежать из скворечника (читайте здесь), но гипотеза запугивания хищников ставится под сомнение из-за того, что не все самки больших синиц вот так нервно щебечут; например, среди птиц Килинги-Нымме 62% самок щебечут. Возможно, щебетание  характерно для особей определенного характера?

После четырех лет наблюдения за репродуктивным поведением самок с различным поведением стало ясно, что щебетание действительно может считаться чертой личности. Во время экспериментов одна и та же птица вела себя одинаково, видя чучело дятла, появляющегося в разное время перед отверстием в скворечнике – либо затихала, либо начинала щебетать. Птицы, которые были обследованы в течение нескольких лет подряд, также вели себя одинаково в разные годы. Различия были очевидны в успешности размножения птиц: первоначально у щебечущих и спокойных самок было одинаковое количество яиц, а также процент вылупления был одинаковым (93%); однако у спокойных самок становилось на крыло значительно больше птенцов  (89% против 82%).

В свете этого результата выглядит так, что спокойные самки кажутся явно более успешными, чем нервные. Однако в ходе дальнейших исследований следует выяснить, как ведущие себя по-разному птицы кормят своих птенцов и какова их выживаемость.  Родители нервных птиц, возможно, не могут найти достаточного количества пищи для своих птенцов, и, как следствие, их репродуктивные способности ниже. При этом, не исключено, что они меньше стараются в течение одного года размножения и, следовательно, живут дольше, и что спокойные и нервные птицы в течение всей своей жизни суммарно имеют одинаковую успешность размножения.
Tilgar V, Koosa K (2019). Hissing females of great tits (Parus major) have lower breeding success than nonhissing individuals. Ethology 125: 949–956. https ://doi.org/10.1111/eth.12952.

Научные новости портала Linnuvaatleja  выходят под редакцией научного сотрудника экологии птиц Института экологии и географии Тартуского университета Марко Мяги, marko.magi/at/ut.ee